Отличительной чертой насос-форсунки является то, что он совмещает в своей конструкции форсунку и топливный насос высокого давления.
Впервые насос-форсунки были изобретены в России профессорами Аршауловым и Тринклером. Данная конструкция соединяет в себе форсунку и ТНВД. Таким образом, отпала необходимость в установке на дизель длинного нагнетательного трубопровода высокого давления. Это дало следующий положительный эффект: уменьшилось влияние на процесс впрыска сжимаемости топлива, исключилось подтекание форсунок, более четкими стали начало и конец подачи топлива в цилиндр.
Насос форсунки устанавливались на отечественных дизелях следующих марок — 37Д (6Д39/45), Д42 (6ЧН30/38).
На рисунке показана форсунка типичной конструкции , применяемая на дизелях типа Д 42.
На современном флоте широко используются двигатели производства компаний Катерпиллер и Детройт с насос-форсунками, которые имеют механический привод от распредвала через коромысло на толкатель насоса, аналогично конструкции отечественных насос-форсунок.
На более современных моделях механический привод заменен на электронный впрыск. Это обеспечивает максимальное давление впрыска на всем рабочем диапазоне частоты вращения.
Техническое обслуживание их заключается в замене фильтрующих элементов.
Сетчатые фильтры промываю керосином, щелевые — чистым дизельным топливом.
Ресурс работы насос-форсунки до первой переборки на дизеле Катерпиллер 3412С составляет 5000 часов наработки.
Снятые с дизеля форсунки сначала промывают в дизельном топливе, затем приступают к разборке.
Опрессовку производят на специальном стенде, давление опрессовки должно быть указано в заводской инструкции. Если в процессе опрессовки выявлено неудовлетворительное распыливание, то следует повторно притереть иглу распылителя. Притереть распылитель можно вручную или на специальном станке.